МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 176 "Лучик"
Заведующий: Лариса Павловна Малкова
(342) 266-31-47
г. Пермь, ул. Юрша 60а
sad176@yandex.ru

Учитель - логопед

                                            

 

 

Для родителей будущих школьников, их старших братьев и сестер!

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – самая распространённая форма нарушений поведения у детей. Стандартом для оценки поведения служат следующие признаки:

• Высокая степень активности по сравнению с детьми того же возраста и интеллектуального развития в одинаковой ситуации.

 • Активность имеет раннее начало (до 6 лет)

 • Активность имеет большую длительность (или постоянство во времени)

• Активность обнаруживается более чем в одной ситуации (не только в детском саду, школе, но и дома, на улице в больнице и т.д.)  

 Как организовать работу с детьми, какие рекомендации и советы важны для Вас, читайте в статье далее...

Артикуляционная гимнастика

 Чтобы ребёнок красиво говорил, предлагаю вашему вниманию упражнения для развития артикуляции.

Развиваем речь в 2-3года...

Развиваем речь в 3-4года

Развиваем речь в 4-5лет...

Развиваем речь в 5-7лет...

 

Проблемы чтения и письма у школьников и как их избежать

Учитель-логопед высшей категории Кретова О.С.
МАДОУ «ЦРР - детский сад №176» г. Пермь

В помощь родителям будущих школьников
(по материалам книги Свободиной Н.Г. «Беседы с логопедом») и собственному коррекционному опыту работы с младшими школьниками)

Проблемы чтения и письма у школьников и как их избежать

 Педагоги и родители дошкольников часто имеют самое поверхностное представление о проблемах школьного обучения. Ребёнок в подготовительной группе, школа, конечно, не за горами, и, наверное, учителя сами лучше знают, как научить читать, писать, считать, как развивать память, внимание. речь, да и в «воскреске» тоже идёт активная подготовка к поступлению, да и литературы в книжных магазинах предостаточно….
Успешно поступить и учиться это разные вещи, не каждый родитель об этом задумывается.
Не так много информации о проблемах, которые возникают не сразу, а примерно в конце первого класса или в середине второго, независимо от того обычная это школа, гимназия или лицей. Родителей начинает интересовать:

• что делать, когда домашние уроки делаются по 5-6 часов
• как поступить с ребёнком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение
• как помочь школьнику, у которого нет друзей, и он это переживает, но наладить отношения с классом не может.

Все эти трудности неизбежно накладывают отпечаток на школьные успехи ребёнка. В последние годы у детей в начальной школе всё чаще появляются нарушения письма и чтения. Родители обращаются к специалистам: невропатологам, логопедам за помощью и встречают очень много непонятных слов.   Вот наиболее распространённые термины.
Дисграфия – это расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам – трудности овладения письменной речью. Ошибки, которые они делают при письме, специфические, в основном не связаны с правилами правописания и не являются единичными, а встречаются часто:
• пропуск согласных и гласных
• замена букв, в том числе и в ударной позиции
• замена букв близких по звучанию и написанию
• неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака
• несоблюдение границ предложения. Предлоги со словами, слова в предложении сливаются друг с другом, ребёнок не может почувствовать границы предложений.

Дислексия  - расстройство процесса чтения: ребёнок не может овладеть навыками чтения (иногда даже на уровне слияния слогов) или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слух и зрение. При чтении допускает те же ошибки, что и при дисграфии:
• не воспринимает букву как символ, особенно если буквы написаны разными шрифтами. На опознавание буквы тратиться от 2 секунд и больше, как следствие – низкий темп чтения.
• не дочитывает правильные окончания букв
• пытается угадать слово по нескольким первым буквам
• пропускает буквы или заменяет их другими.
• Не полностью понимает прочитанное

Дизорфография – особая, к сожалению, мало изученная, категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, само правило знает, а применить не может. Ребёнок не видит «опасного» места. Такие нарушения начинают развиваться примерно с 3-го класса и особенно ярко проявляются при переходе ребёнка из начального звена в среднее.

Возможными причинами, мешающими ребёнку достигать успехов могут быть следующие нарушения:

ОНР – общее недоразвитие речи. При этом состоянии почти все компоненты связной речи (звукопроизношение, словарный запас, грамматика, связная речь) не соответствуют возрастным нормам. Кроме того, недостаточность проявляется и сформированности познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти. Если ребёнок не получает своевременную помощь, такое расстройство приводит к неприятным последствиям. У детей, имеющих в анамнезе ОНР, чаще всего выявляют нарушения письменной речи.

Произвольность – умение заставить себя делать не то, что хочется, а то, что требуется в нужный момент. Это касается и памяти, и умения сосредоточиться, концентрации внимания. Маленькие дети с лёгкостью запоминают стихи, какую-то информацию, а школе не могут выучить заданное стихотворение. С удовольствием подолгу занимаются любимой игрушкой, но не могут сосредоточиться на выполнении домашнего задания.

ММД – минимальная мозговая дисфункция. Такой диагноз может поставить только врач. Он встречается у детей, перенёсших гипоксию (кислородное голодание) или у недоношенных.  Картина ММД имеет много вариантов и изменяется с возрастом. Большинство детей с ММД отличаются большой моторной активностью, особенно в раннем возрасте. Не могут на длительное время сосредоточиться на чём – либо одном, легко отвлекаются. Настроение может быстро меняться от приподнятого до подавленного. Иногда возникают приступы беспричинной злости не только по отношению к окружающим, но и к себе. С первых школьных дней у детей возникают проблемы с чтением и счётом (иногда может возникнуть «зеркальность»), могут быть проблемы с пространством и временем, а при взрослении может быть нарушено абстрактное мышление. Как правило, такие дети имеют речевые нарушения. Часто ММД сопровождает патологию шейного отдела позвоночника (ПШОП), данное нарушение не всегда диагностируется, а эта патология не способствует успешному развитию ребёнка.
 Год от года состояние физического, неврологического, социального и эмоционального здоровья детей становится всё хуже.
 Последнее время число школьников с нарушением письменной и устной речи стало составлять до 30% учащихся. В середине 50-х годов такая цифра не превышала 6%.

Причинами нарушений являются:
• неблагоприятное протекание беременности и родов

Любые неблагополучия не являются ерундой,1-2 могут быть не фатальными, но совокупность всех факторов в купе с наследственностью, предрасположенностью у каждого ребёнка своя.
Опытные специалисты внимательно отслеживают все периоды развития ребёнка, начиная с внутриутробного. Наиболее высокие темпы роста и развития мозга у человека наблюдаются со второй половины беременности и продолжаются до 20-й недели после рождения. Пик этих процессов совпадает с физиологическими сроками родов

• развитие ребёнка до года

Родители порой не помнят, как рос ребёнок. Ответ опять может быть стандартным – «вроде всё было нормально» На вопрос «ползал ли ребёнок», можно услышать радостный ответ: «Нет, вы знаете, он сразу встал и пошёл, мы его в «ходунки» поставили». Родители лишили ребёнка очень важного этапа в развитии головного мозга: ползание – первые шаги в координированной работе полушарий. Не все помнят, как развивалась речь ребёнка, были ли периоды «гуления», «лепета», когда появились первые слова, фразы, когда ребёнок стал разговаривать. Это всё важно для определения проблем развития и выбора наиболее благоприятного пути их решения.

• Огромное значение для овладения письмом и чтением имеет степень сформированности всех сторон речи.

 Нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (различение близких по звучанию б - п, в - ф, д -т, с - сь и т.д.)  или оппозиционных звуков (с - ш, з - ж). Несформированность лексико-грамматических сторон речи, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из причин дислексии и дисграфии. В группу риска так же входят и дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие нечёткую артикуляцию. Про таких часто говорят: «Еле языком ворочает…как каша во рту». Нечёткая команда, поступающая в головной мозг от нечёткого произношения (артикулирования), недостаточная сформированность фонематического слуха, может вызвать и нечёткие ответные реакции, что приводит к ошибкам в чтении и на письме.
Не последнее место играет и

• наследственная предрасположенность

 Часто те же «глупые» ошибки в тетрадях встречались в своё время и у родителей, и у бабушек с дедушками – у кого-то одного или у всех вместе. Они благополучно миновали тот период, а ребёнок попал в другие условия обучения, да и индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления, уровень сформированности временных и пространственных представлений усугубили положение – вот и проблемы с чтением и письмом.

• Большое значение имеет и психологическое состояние ребёнка.

Как он относится к своим проблемам? Как сам себя оценивает? Как оценивают его близкие люди? Мама и папа часто оценивают ребёнка высоко с точки зрения его умственных способностей, а ребёнок этого не чувствует и считает, что его в семье его считают несостоятельным. Часто это бывает в семьях родителей - перфекционистов, «выжимающих» все соки из своих детей. Секции, кружки, репетиторы, «воскрески» становятся тогда для ребёнка не удовольствием, а повинностью.  Руководствуясь благими намерениями, желая дать максимально высокий старт своим детям для успешной жизни, иногда такие мамы и папы настолько поднимают планку требований к своему ребёнку, что тот просто не в силах ей соответствовать.
К сожалению, есть ещё одна причина проблем, возникающих в последние годы

• неправильное обучение на ранних этапах


Обилие методик, масса литературы, привели к тому, что даже учителя (не говоря уж о родителях) неправильно применяют те или иные технологии обучения. Они забывают о том, что даже такие знаменитые методики, как «Кубики Зайцева», «Никитинские игры» подходят не всем детям и не на любом этапе развития. Так же, как и раннее обучение детей чтению или иностранным языкам. Плюс ко всему -


• недопустимые нагрузки в школе, противоречащие всем нормативам Минобразования и Минздрава РФ.

Мало узнать о причинах возникновения таких нарушений, нужно для себя ещё и решить вопрос – как же обнаружить такие ошибки, отличить их от других, и кто должен этим заниматься.
Если у Вас есть основания для тревоги (всё то, о чём Вы прочитали выше), первыми забить тревогу должны родители. Не секрет, что не в каждой школе есть логопедическая служба, и не все учителя могут оценить масштабы проблемы. Если Вы забили тревогу, а учитель с Вами не согласен, не стесняйтесь проконсультироваться у специалиста. Помните. Если у ребёнка дисграфия, а Вам упорно предлагают дополнительные задания по русскому языку, больше читать и писать диктанты, то этим Вы не только не решите проблему, а загоните её глубоко внутрь.
Каждому виду нарушений письма и чтения соответствуют свои ошибки. Родители должны знать их «в лицо»:
• Смешение внешне похожих букв, особенно письменных (оптическое сходство): Б - Д, П-Т, Е-З, О-А, Д-У
• Ошибки, связанные с нарушением звукопроизношения. Отсутствие или замены, искажения звуков в устной речи часто отражается и на письме. Как ребёнок говорит, так и пишет – САПКА вместо ШАПКА.
• Акустико-артикуляционное сходство. Это ошибки, связанные с недостаточно развитым фонематическим восприятием (не путать с обычным, физиологическим слухом!). Особенно тяжело даётся таким детям письмо под диктовку. Смешиваются гласные О-У,Е-Ю, согласные Р-Л,Й-ЛЬ, парные звонкие и глухие согласные П-Б,Ф-В и т.д., свистящие с шипящими и между собой ШАША вместо САША, СЫПЛЯТА вместо цыплята.


Запущенная проблема может превратиться в неразрешимую. Так появляется дизорфография – неспособность овладеть грамотным письмом при знании всех правил. Ребёнок не видит, не чувствует «опасных» мест, которые требуют применения того или иного правила.
В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Такие нарушения наблюдаются у детей, прошедших коррекционный курс по устранению дисграфии, избавляясь от ошибок дисграфических, они делали большое количество орфографических ошибок.
Может наблюдаться и такая картина – первые два года обучения в школе протекали достаточно благополучно, а с третьего класса количество орфографических ошибок резко возрастало и стойко сохранялось не только в школе, но и после неё.
У детей с подобными нарушениями наблюдается:
• Снижение слухоречевой памяти
• Нечёткая, вялая артикуляции
• Недостаточно развиты тонкие движения пальцев; ребёнок не может повторить за взрослым различные движения пальцев рук
• Затруднения восприятия ритмической структуры слова (пропуск звуков, слогов, их перестановка или замена)
• Недостаточно сформированы пространственные или временные представления
• Много ошибок на правильное употребление слов и использование различных грамматических категорий

Такие нарушения можно выявить в результате специального обследования
Причины нарушений:
• Общее недоразвитие речи (ОНР) в дошкольном и младшем школьном возрасте
• Нарушение звукопроизношения в прошлом и настоящем, нахождение в логопедической группе по этому поводу или в связи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
• Дисграфия и дислексия в начальной школе
• Различная неврологическая симптоматика: минимальная мозговая дисфункция (ММД)
• Патология во время беременности и родов, в первый год после рождения

Но ведь имеются ещё и психологические проблемы, приобретённые ребёнком за «трудные» школьные годы.  Ребёнка сопровождает чувство неудовлетворённости, конфликты в школе и дома из-за учёбы, недовольство собой, обида на то, что нет понимания у родителей, учителей, потому что взрослые думают, что такому горе-ученику «наплевать» на свои оценки и на отношение к нему окружающих. Если это видно из его поведения, то чаще всего это бравада, нежелание показать свои слабости, страх, что тебя примут за «маленького», «никчёмного».
Вот несколько примеров высказывания детей о своей жизни.

• Я очень плохо пишу и делаю много ошибок. Мне уже рвали тетради из-за моего почерка. Я ужасно хочу исправить почерк, но у меня не получается.
• Я не хочу учиться, потому что все говорят, что я неспособная, ленивая. Я с этим не согласна, но что мне делать, если мнение обо мне уже сложилось и ничего нельзя изменить

Нашим детям далеко не всё равно, как они учатся и как к ним относятся в школе и дома. Но они не всегда способны справиться с теми проблемами, которые накапливались годами, зачастую по вине взрослых. Если Вы хотите помочь своему ребёнку, то начинайте с создания благоприятного психологического климата. По данным учёных, если процессы познания протекают на фоне положительных эмоций, то мышление становится более активным, а запоминание и усвоение более эффективными.
Школьный учитель всё это знает, но н воплотить эти идеи на практике, в силу объективных и субъективных обстоятельств ему часто не удаётся.
Простые дополнительные занятия не помогут, только загонят проблему вглубь. Значит надо искать такое место, где ребёнка будут обучать так, чтобы он чувствовал себя успешным. Но начинать надо с себя, уважаемые родители. Своими плохими оценками ребёнок, конечно, причиняет нам неприятность, но любить мы его меньше за это не должны. Он всё равно самый лучший, красивый и умный. У него только не всё получается. Ему надо помочь. Это чувство не ушедшей, ни от чего независящей любви должен чувствовать Ваш школьник. Все мы хотим знать, что нас любят и ценят. Не лишайте этого своих детей.

Новости логопункта МАДОУ

 

Здравствуете дорогие, друзья!

Подходит к концу 2017 год и несколько месяцев активной коррекционной работы.

Ваши дети очень старались и многие достигли хороших результатов.  С 15 сентября начались коррекционные занятия. В начале учебного года мы провели родительское собрание, практические занятия по артикуляционной гимнастике, на которых вы учились помогать своим детям укреплять мышцы язычка, также было проведено достаточное количество консультаций для заинтересованных родителей. На настоящий момент идёт активная постановка и автоматизация звуков.

Вы знаете, что Ваш ребёнок неправильно произносит некоторые звуки и Вас, как родителя тревожит, не сохраниться ли дефектное произношение в дальнейшем, и не повлияет ли такое нарушение на успешное школьное обучение, особенно по русскому языку. Часто родителям кажется, что специалист по каким-либо причинам уделяет ребёнку недостаточно времени.

КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ: КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Внимание-это целенаправленность нашего сознания (психики), на определённый объект, предмет или явление окружающего объективного мира, а также на внутренний мир самого человека, его мысли и чувства. По мнению многих психологов, внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно эмоциям, мышлению, памяти и т.д., потому что оно не существует независимо от них Ребёнок (взрослый) может внимательно или невнимательно воспринимать что-либо, воображать, фантазировать или запоминать, думать о чём-либо, но быть внимательным независимо от восприятия, мышления воображения и памяти-невозможно.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ

• НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ– характеризуется тем, что ребёнок не ставит цель быть внимательным. Возникает такой вид внимания, когда действующий раздражитель ярко отличается от монотонного серого фона (громкий сигнал сирены на улице, яркая красочная картина. Когда ребёнок — постарше-это яркая книга с занимательным сюжетом или игра на планшете.

 • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – мотивированно и направляется на объект под влиянием принятого решения, поставленной цели, определённого усилия воли Основные виды внимания-непроизвольное или произвольное тесно связаны с собой и порой переходят один в другой. Например, ребёнок должен собрать из «Лего» самолёт. Вначале бывает трудно сосредоточиться на выполнении задания, но затем оно его увлекает и ребёнка уже не оторвать от работы и ему нет надобности заставлять себя. Что же происходит? Произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Возникшее состояние по цели напоминает произвольное внимание, а по характеру деятельности и по тому, что оно не утомляет ребёнка – непроизвольное внимание.

 СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ • Концентрация внимания-я сосредоточен на одном объекте • Устойчивость внимания – я длительно удерживаю внимание на одном объекте и сопротивляюсь утомляемости • Распределение внимания – я одновременно сосредоточен на нескольких объектах • Переключаемость внимания - я могу перестроить своё внимание с одного объекта на другой • Объём внимания – количество объектов, которые я может одновременно и отчётливо воспринимать

ПРИЧИНЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ (РАССЕЯННОСТИ)

Мы можем часто услышать от своего ребёнка: «Я не слышал», «Не заметил». И взрослые люди часто жалуются на свою невнимательность и рассеянность, некоторые относятся к этому снисходительно, как к себе, так и к проблемам своего ребёнка. Не требует доказательств тот факт, что отсутствие внимания у школьников зачастую осложняет их жизнь. «Пробежал глазами» - и вот вынужден второй раз перечитывать задание, снова затрачивая своё время. А во время урока пропустил объяснение сложного задания и….

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ можно разделить на подлинную и мнимую. Подлинная невнимательность характеризуется тем, что ребёнок постоянно отвлекается на посторонние стимулы, быстро переключается с одного объекта на другой, а устойчивость внимания-снижена. Мнимая невнимательность, характерна для детей, чрезмерно сосредоточенных на своих мыслях, чувствах в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли и чувства. Внешне два этих явления очень похожи друг на друга

 КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ? Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка. Куда и как направляет свое внимание ребёнок? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных способностей, генетической предрасположенности. Можно ли развить внимание и концентрацию на объекте? Конечно, можно. Сделать это легко и просто при помощи игр. «Угадай, кто кричал» Эту веселую игру можно устроить на детской площадке или на празднике. Дети становятся в круг, они будут «овечками» и «пастухами». В центре круга стоит водящий. Он закрывает глаза и кружится на месте, говоря такую фразу: «Кто овечка, кто пастух — выбираю я на слух!» Все дети кричат наперебой как можно громче. Задача водящего — выбрать одну «овечку» и одного «пастуха» и повторить то, что они кричали. Если водящий угадал слово или фразу другого участника, тот становится на его место. Эта игра хорошо развивает слуховое внимание. «Хозяин и тень». Предложите ребенку побыть вашей тенью. Изображайте различные образы (только не очень сложные) и различные действия (плавать, бегать, прыгать, танцевать), а ребенок должен максимально точно повторять ваши движения. Затем поменяйтесь ролями и проверьте, насколько легко вам быть «тенью» своего ребенка. Кроме развития внимания, это упражнение дает хорошую «настройку» на другого человека. Мы учимся больше чувствовать и понимать людей, «отзеркаливая» их позы и движения. «Части тела». Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их. Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения. Затем прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую. Задача ребенка — слушать и указывать на то, что названо. Когда ребенок хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями. У этой игры есть правило: реакции должны быть быстрыми. «Назови картинки». Для проведения этой игры вам понадобятся заготовки: 10—15 картинок с изображениями животных, предметов быта, цветов, деревьев, одежды и т. д. Расскажите ребенку о правилах игры: «Я буду показывать тебе картинки, ты должен их сначала рассмотреть и только по моей команде сказать, что изображено на картинке. А командой будет такая фраза: «Раз, два, три —... (имя ребенка), говори!» Конечно, в начале игры ребенок, увидев хорошо знакомый предмет на картинке, будет «выскакивать» и нарушать правила. Затем он станет внимательнее. Ведь у него будет хороший стимул: он получит картинки в подарок, если будет называть их не только правильно, но и вовремя. Эта игра хорошо развивает как концентрацию внимания на объекте, так и слуховое внимание. Этот навык пригодится вашему ребенку, когда он станет школьником. «Карлики и великаны». В эту игру хорошо играть на детском празднике, когда есть большая компания детей. Ведущий (взрослый) говорит: «Когда я буду называть слово «карлики», вы должны приседать. Когда я говорю «великаны», вы должны вставать». Участников можно легко запутать, произнося созвучные слова и слова, начинающиеся со слогов «ка» и «ве». Например: «Ве...тер, ве...дро, ве...сна, ве...лоси- пед!» Или «Ка...ртошка, ка...питошка, ка...рета, ка...пуста!» «Не говори „нет"». Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет». Примеры вопросов с «ловушкой»: «Ты спишь с открытыми глазами?» «С неба падают шоколадки?» «Брюки надевают на голову?» «Человек спит в собачьей будке?» «Нос нужен для того, чтобы слышать?» «Хлеб пекут в холодильнике?» «Тяжелая гиря может плыть по реке? «Птицы долетают до Луны?» «Ты умеешь летать?» «Сладкое — это невкусная еда?» «В мире животных». Водящий становится в круг. Он вращается вокруг своей оси с закрытыми глазами, с вытянутой вперед рукой и говорит фразу: «Рыбы, птицы, звери!» Затем останавливается, указывает рукой на первого попавшегося и говорит любое из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери». Тот, на кого он указал, должен произнести соответствующее название животного. Если нет правильного варианта ответа, участник выходит из игры

ЖЕЛАЮ УДАЧИ, ВАШ ЛОГОПЕД ОЛЬГА СТАНИСЛАВОВНА КРЕТОВА

30.01.2018

Полезные советы от логопеда

Что же такое память и как развивать её у старших дошкольников.

 Современная наука определяет память, как

 • Запоминание

• Хранение

• Восстановление информации

Начинается этот процесс с момента рождения и длиться всю жизнь. Память изучали многие учёные, но так и не пришли к единому мнению. Одна точка зрения – тайна памяти связана с кодированием поступающей информации. С помощью молекул специфической кислоты (РНК). Другая точка зрения связана с разрастанием нервной ткани – отростков нервных клеток (нейронов) и образованием в мозге многонейроновых сетей. Это всё достаточно сложно и предоставим научным умам дискутировать на эти темы. Мы можем вспомнить то, что происходило минуты назад, события вчерашнего дня и многое их того, что происходило в далёком прошлом. Многое, но не всё. Что-то храниться в памяти считанные секунды, а что-то остаётся с нами на всю жизнь. Но даже из их того, что осталось, мы не способны всё восстановить по собственному желанию.

Память имеет свои законы и не всегда человек может ею управлять. Часто дошкольнику, особенно младшего возраста свойственно непроизвольное запоминание (да и взрослым тоже). Многие события, предметы запоминаются нами как бы сами собой, особенно те, которые имеют для ас большое значение, затрагивают наши чувства. То, что ребёнка удивляет и привлекает – активно им воспринимается, значит обдумывается, и как следствие работает ВООБРАЖЕНИЕ – основа творческой мысли. Произвольное запоминание – оказывается наиболее продуктивным, если оно основывается не на заучивании («зазубривании»), а на определённых смысловых связях между пройдённым и новым материалом.

 У каждого ребёнка разный способ познания мира и запоминания информации

 • Двигательная память – запоминание собственных движений, если я научился ездить на велосипеде или писать (тоже двигательный навык) – я не смогу разучиться

. • Эмоциональная – это память чувств, память счастливого детства, доброго и чуткого педагога, красивого места или сильной эмоции, ласки и доброты.

 • Образная – всё, что связано с восприятием информации. Образы могут быть зрительными – хорошо развита зрительная память, или информация лучше воспринимается на слух – слуховая память, Тактильная (осязательная) память, когда хочется потрогать каждый камешек, цветочек, приятную на ощупь ткань и т.д.

 • Есть представители ярко выраженной вкусовой или обонятельной памяти-знаменитые парфюмеры и мастера кулинарного искусства. Одна из самых важных видов памяти для старшего дошкольника – это словесно-логическая. Это сохранение мыслей, чувств, выраженных словами. Именно МЫСЛЕЙ, иначе наши детки были ходячими словарями. Самый простой пример – запоминание и понимания смысла прочитанного мамой рассказа, объяснения учителя, математической задачи и т.д. Все виды памяти взаимосвязаны и не «работают» изолированно. Сейчас существует огромное количество информации по развитию всех видов памяти, специальных курсов, но это-в будущем.

 Сейчас ребёнку старшего, подготовительного к школе возраста можно предложить поиграть в старые, забыты игры:

 • «Рифмочки» (удочка-дудочка)

 • «Чёрный-белый» - слова с противоположным значением, нарисовать к слову или картинке – символ (условное обозначение), а затем с помощью этих символов можно составить целое зашифрованное письмо.

 • С помощью этих символов можно запоминать новые слова.

 • Запоминать количество машин одного цвета, стоящих во дворе и через несколько минут проверить – все ли они на месте.

• Запоминать расположение картинок и их порядок

 • Придумывать слова по определённую тему Пример: Зима. Снег, снежинки, зима, мороз, метель, вьюга, лыжи, коньки, Новый, год, Дед Мороз, валенки, санки Школа……… Игр очень много – это самые простые. Хотите научиться поиграть в игры, развивающие внимание, память, мышление ребёнка? Буду рада встрече!

27.02.2018

Полезные советы от логопеда

Полезные советы от логопеда

 Дорогие друзья, не так давно в нашем детском саду пошёл тематический вечер, посвящённый «любознайкам» и «почемучкам». Это замечательное качество основывается на активном отношении к жизни. Более высокая степень – это развитие воображения. Как развить такое замечательное качество у ребёнка-дошкольника? И что это такое?

Информационно-образовательные ресурсы:

Официальный сайт министерства образования и науки РФ
www.mon.gov.ru
Федеральный портал "Российские образование"
www.window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.scool-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru
Единый портал
permedu.ru
Информационно-развлекательный портал для детей и подростков:
http://персональныеданные.дети/


Независимая оценка качества оказания услуг:

http://bus.gov.m/pub/independentRating/list

© МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 176 "Лучик""
Создание сайта: Веб-студия полного цикла в Перми "Maria"